Интервью: детский психолог Сабина Ламанна

В активе детского и семейного психолога Сабины Ламанна — диплом МГУ им. Ломоносова, многолетняя практика, книга «Секреты волшебного воспитания. Счастье начинается в детстве» и свыше 700 тысяч подписчиков в Instagram, ежедневно получающих авторитетные советы из первых уст.

Как научить ребёнка самостоятельности? Какие развивающие игрушки выбрать? Как справится с капризами при кормлении? Где найти мотивацию на учёбу? Приглашённый эксперт SOKOLOV ответит на самые популярные вопросы молодых родителей, которым мы рекомендуем сохранить эту статью в закладки.

Сабина Ламанна
Сабина, как прививать ребёнку самостоятельность с детских лет? Что можно и что нельзя делать за него и как доступно объяснить малышу необходимость самостоятельного «обслуживания»?

Ориентируйтесь на ребёнка, наблюдайте за ним. Если он проявляет желание что-то сделать (есть ложкой, надеть штанишки, собрать портфель и т.д.) — это уже сигнал к тому, что скоро он сможет сделать это совершенно самостоятельно. Главное, не душить это желание, и не выполнять это действие полностью вместо него, потому что желание ребёнка может быстро угаснуть. На первых этапах нужно показать, КАК ДЕЛАТЬ и какое-то время делать вместе с ним (НЕ за него). А ещё всегда давайте хотя бы маленький шажок сделать самому, например, говорите: «Давай я застегну пуговицу, а ты молнию».

Погремушки
Как повседневные занятия (кормление, прогулки, ритуалы ухода за собой) превратить в развивающие в ненавязчивой игровой форме?

Превратите правила, подходящие Вам, в интересную игру. Тогда в выигрыше останутся оба: родитель и ребёнок. Примеры таких игр:

  • игра «Светофор», когда вы с ребёнком идёте в магазин. Скажите ребёнку, что в корзине должно обязательно оказаться 3 жёлтых, 3 зелёных и 3 красных продукта. Ребёнок, как полицейский, должен следить за светофором (с 3-х лет);
  • возьмите мягкую игрушку и объясните правила: к чему бы игрушка не прикоснулась, это нужно положить в коробку (убрать на полку). Дети с удовольствием и радостью подыграют;
  • «Уборка на двоих». Скажите: «Давай ты пойдёшь убирать свои игрушки, а я пойду уберу свой шкаф. Через 10 минут встречаемся на кухне, чтобы начать печь блинчики.»

К вопросу о кормлении — вот тут нельзя переусердствовать, в кормлении центром внимания должна оставаться еда. Зато можно сделать акцент на интересных столовых приборах и красивой выкладке еды.

Столовые приборы
Как приучить обращаться со столовыми приборами и как это сделать безопасно (для самого малыша и для маминой кухни — предупреждая разбрызгивание пищи)?

Ребёнку нужно давать в руки кусочки еды (хорошо, когда на столе перед ребёнком кладут нарезанные дольками яблоки и бананы, чуть позже фрукты и овощи потвёрже — морковку, огурцы.

Чтобы приучить к столовым приборам, нужно просто вручить ложку в руки малыша. Я её дала своему сыну Максику, когда ему было около 1 года. Обычно в самом начале, когда он был особенно голоден, я давала орудовать ложкой самому, а потом докармливала. С каждым месяцем количество самостоятельно съеденных ложек увеличивалось (и прибавлялось моего спокойствия 😌). Вилку стала давать ему в 1,5 года.

А какая посуда безопасна для самых маленьких? Как не искать компромисс между просто «миленьким» наборчиком вилочек и ложек, который можно найти в ближайшем гипермаркете у дома, и действительно безопасным?

Важно выбрать подходящую детскую посуду: безопасную и удобную. Тут есть несколько моментов:

  • ложечки и вилочки должны быть специально разработаны под детскую руку;
  • они должны быть отполированы таким образом, чтобы исключить травмирование дёсен и первых зубов;
  • приборы должны создавать позитивный настрой. Очень помогает наличие цветных элементов, разных вставок или даже специальных накладок в виде ярких персонажей. Последние, к тому же, очень удобны для маленькой детской ручки.
Столовые приборы
Ребёнок может играть с чем хочет, или важно вовремя «подсовывать» ему именно развивающие игрушки, погремушки? Какие игрушки можно преподнести в подарок детям разных возрастных групп: малышу от 3 месяцев до 3-х лет; от 3 до 5 лет; ребёнку от 5 до 7 лет?

При выборе игрушки нужно учитывать потребности ребёнка. В возрасте от 3 мес. до 1,5 лет малышу нужны игрушки, тренирующие зрительно-моторную координацию (погремушки разных типов, мобили и растяжки), помогающие узнать о культурном смысле вещей, свойствах предмета (ложки, миски, геометрические фигуры), а также динамические игрушки, развивающие координацию движений (каталка на палке).

Дети начинают экспериментировать в 2-3 года, а осознанно и целенаправленно это делают к 5 годам. Поэтому с двух лет нужны игрушки для разнообразия сенсорного опыта. Важно: обязательно будьте рядом с ребёнком 2-3 лет во время игр с экспериментальными ресурсами, чтобы он не проглотил их. Ими могут быть: песок, вода (и игрушки для них), крупы, обыкновенные макароны, гидрогелевые шарики, природные материалы (шишки, ракушки и т.д.).

Украшения

Ближе к 3 годам: игрушки для экспериментирования: лупа, весы, наборы для изучения цвета, игрушки для изучения воздуха (воздушный змей), пазлы и так далее. Также — сюжетные игры с образными игрушками: фигурками людей, животных; куклами; аксессуарами — предметами, позволяющими обозначить роли: предметы одежды, головные уборы, обувь; предметами, позволяющими создать игровое пространство: конструкторы, кубики, подушки и так далее.

Для деток от 5 лет очень важное значение приобретают игры с правилами. Благодаря им дети привыкают к тому, что в мире все устроено по определённым законам, у всего есть границы и условия, учатся принимать поражения. Ими могут быть: игры на развитие психических процессов — памяти, мышления — игры-ходилки и лабиринты (где ребёнок передвигает фишки по игровому полю), логические игры (шахматы, домино). Важны игры на развитие физических способностей — футбол, теннис, и так далее. Игры на удачу — наверное, самые важные игры с точки зрения социального развития деток. Игры с таким с такими элементами, как кости и жребий, очень нужны для развития самоконтроля.

Кружка
Сабина, а как мотивировать ребёнка получать знания? Как объяснить маленькому человеку, зачем это всё ему нужно — домашние занятия, детский сад с его первыми настоящими уроками дисциплины?

Бывают два вида мотивации: отрицательная и положительная («кнут и пряник»). Не стоит использовать отрицательную мотивацию. Даже если кажется, что она даёт быстрый результат, она всегда наносит психологическую травму ребёнку разной глубины. В качестве мотивации нельзя использовать еду — у ребёнка пропадает понимание основной функции питания, деньги — ребёнок начинает все измерять денежным вознаграждением. Не спешите, дети успеют узнать об этой мотивации, когда вырастут и пойдут на работу.

Ещё одна «плохая» мотивация — игры на телефоне или планшете, вызывающие зависимость и частую смену настроения. Что делать можно и нужно? Лучше всего, если положительно мотивировать будут призы-впечатления — например, совместные походы куда-либо или игры.

Серьги
Со старшими школьниками всё понятно: у них серьёзная мотивация — поступление в вуз. А какая мотивация может быть в начальной и средней школе?

Я уже почти 10 лет «варюсь» в сфере образования. Мне кажется, проблема, о которой мы говорим, не в мотивации школьника, а в нашей системе обучения. Детям просто неинтересно: в учебниках сухие факты, нет ярких запоминающихся иллюстраций, мало творческих заданий, тексты написаны неэмоциональным и порой сложным языком. Что же делать?

Самые успешные современные методики обучения любым предметам (даже для взрослых) построены на приёмах интерактивности, игры, побуждения к действию через любопытство:

  • повесьте красивую большую карту на стену для изучения географии;
  • при изучении истории и той же географии используйте документальные фильмы специально для детей. Очень хороши Discovery и National Geographic;
  • покупайте малышу красивые иллюстрированные книги по предметам, которые он изучает, в качестве альтернативы учебникам;
  • если ребёнку нужно подготовить пересказ, расскажите его вместе по ролям;
  • при подготовке к контрольной, проверяйте малыша в стиле телевизионной викторины, эта игра обычно всем очень нравится. Вы можете быть ведущим, а ребёнок — конкурсантом с микрофоном в руке, потом можно поменяться ролями.

Расскажите, как зовут ваших детей, и какие игры они любят больше всего? 😌

Очень многообозревающая и интересная статья. Я как молодая мама подчеркнула для себя много нового и полезного в воспитание ребенка.

Согласна с Сабиной по поводу формирования мотивации к обучению. Очень важно поддерживать в ребенке с раннего детства естественное стремление познавать окружающий мир. И еще хочу отметить, что занятия должны быть тоже с раннего детства. Мои дети уже года в 2 знали, что ежедневно по 30 минут мы занимаемся за столом и надо выполнять то, что говорит мама. Постепенно доля самостоятельного наполнения занятия увеличивалась и продолжительность занятий тоже. В школе мои дети уже самостоятельно делали уроки без моей помощи.

Хочу так же отметить про разницу в воспитании мальчиков и девочек. Мальчиков надо в большей степени ориентировать на результат, меньше должно быть физического контакта и ласки, по сравнению с воспитанием девочек.

Воспитание ребенка - это целое искусство! У меня двое уже взрослых детей, и как опытная мама и психолог по первому образованию, хочу сказать, что главное - это индивидуальный подход. Не все методы, которые подходят одному ребенку, могут быть с легкостью использованы для воспитания другого.

Вспомнила слова Сухомлинского. "Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца". Еще кто-то из известных психологов сказал, что не надо воспитывать ребенка, воспитывайте себя, а ребенок будет брать с вас пример.

При формировании мотивации к обучению очень важно не сформировать у ребенка синдром отличника. Он должен понимать, что не получится всегда и все делать идеально, что ошибки - это нормальное явление. Мне очень жаль детей школьного возраста и студентов, которые могут либо учиться на отлично, либо вообще бросают учебу, если не могут освоить все дисциплины на пять.

Согласна с Сабиной в том, что процесс обучения должен быть увлекательным. Необходимо использовать разные способы подачи материала и необходимо не просто рассказать о правильном варианте решения вопроса, а изложить материал проблемно, что бы ребенок сам попытался найти решение. У внука сейчас возраст "почемучки" и если он спрашивает, почему это так, то я пытаюсь задавать ему наводящие вопросы, что бы он сам попытался найти ответ на свой вопрос.

Согласна с психологом в том, что надо вовремя заметить и поддержать инициативу ребенка. Как только внук взял ложку, мы с ним сразу стали кормить игрушечного медведя, слона и т.д. "Они ведь сами поесть не могут, у них лапки вместо ручек". Это еще и урок взаимопомощи и поддержки. Очень важно развивать не просто интеллект ребенка, а именно социальный интеллект: умение увидеть потребность другого человека и помочь ему, а так же умение выразить свою потребности  и найти компромисс между своими желаниями и желаниями других людей.

Отличная идея превратить повседневные занятия в развивающие игры. Мы, когда с внуком идем гулять, считаем ступеньки в подъезде, цветы на лужайке. Кормим птиц, для этого берем разные крупы и семечки и я прошу ребенка покормить то одной крупой, то другой. Когда катаемся на качелях, включаю классическую музыку. Обучение с самого раннего возраста вплетается в повседневную жизнь.

У меня пока нет деток, но статью прочитала с удовольствием. Взяла отсюда для себя информацию, на будущее.  Внимание и забота очень важны для ребенка. Главное не упустить момент ,когда ребенок чем-то интересуется. И поддерживать его во всем

Cannot find 'interesting_articles' template with page ''