Легенда ювелирного искусства: Карл Фаберже

30 мая – знаменательная дата для всего культурного мира. Именно в этот день 169 лет назад родился легендарный российский ювелир, основатель целой династии ювелиров, прославивший нашу страну далеко за её пределами – Карл Густавович Фаберже.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

Карл Густавович Фаберже

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!

С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.

Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.

Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

Уникальный стиль Фаберже

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.

Уникальный стиль Фаберже

Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.

Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.

Велосипед SOKOLOV

Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.

Автомобиль из серебра SOKOLOV

Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.

Сокол, скань

Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.

Ювелирные украшения SOKOLOV

Рассматривая такие работы, понимаешь каким многогранным может быть ювелирное искусство. Это не только серьги, кольца, браслеты. Это вообще все, что нас окружает. Приятно любоваться таким нестандартным взглядом на вещи. Посуда или предметы интерьера, а сделаны с такой отдачей и любовью к творчеству. Автомобиль, велосипед, сокол - продумана каждая мелочь, каждый завиток.

Пасхальные яйца Фаберже можно рассматривать бесконечно долго. "Лавровое дерево", "Ландыши", "Клевер" - столько много мелких элементов, каждый из которых выполнен очень изящно, точно и красиво. Некоторые работы видела в живую в одном из питерских музеев, другими любовалась только на фото.

Фаберже ассоциируется в первую очередь с таким произведением искусства как Яйцо Фаберже. Кроме этого изделия я больше никаких не знала. Сейчас увидела прекрасные рамки в форме сердца. Очень красивво

Очень интересная статья. Имя Фаберже знакомо наверное всем людям, но первая ассоциация, это конечно же знаменитые на весь мир яйца. Интересно было ознакомиться и с другими работами мастера, узнать исторические факты, связанные с работой ювелирного дома Фаберже.

Я была на выставке работ Фаберже в Москве, в кремле. Выставлялась часть коллекции, но и от нее захватывало дух. Увидеть своими глазами настоящее яйцо Фаберже, рассмотреть все его мельчайшие детали это просто восторг. Прочитала статью,  еще раз убедилась, сколько великих мастеров работает в ювелирной отрасли, сейчас я хочу восхититься работами наших современников, которые создают такую красоту, которую мы видим на страницах этого журнала. Сокол просто великолепен, так передать черты настоящей птицы, это просто изумительно. Все шедевры СОКОЛОВ достойны выставляться в музеях.

Очень понравилась сканная фигура сокол. Такая тонкая работа! Он как будто соткан из кружева!  Очень много мелких деталей: лапы с когтями, клюв, глаза, которые впечатляют своей реалистичностью. Отличная идея вот так воссоздать символ ювелирной фирмы в ювелирном изделии.

Очень удивил Соколов. Оказывается он не только делает ювелирные изделия, но и  модели архитектурных форм и такие неожиданные вещи как велосипед, и автомобиль, и даже локомотив. Интересно, где можно полюбоваться на эту красоту?

Каждое произведение ювелирного искусства Фаберже представляет целую сложную ювелирную композицию. Одни только яйца Фаберже пример отличного вкуса и неиссякаемой фантазии авторов. Конный памятник Александру 3 в прозрачном яйце, Яхта Штандарт,  Александровский дворец, Яйцо с решеткой  и розами, Яйцо с часами, Яйцо "Анютины глазки" и др.

Очень интересная статья. Какие изумительные флаконы для духов, шкатулки, чарки, кувшины. Какое мастерство сделать утилитарные вещи красивыми и уникальными. Каждой из них даже на фотографии можно любоваться очень долго. Хочется увидеть эти все вещи в реальности. Часто бываю в разных музеях. Но не в одном из них не видел большую коллекцию изделий Фаберже. Везде по чуть-чуть.

Как точно сказал великий Фаберже: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Ювелирное искусство не в том, что бы взять и соединить в одной вещи дорогие материалы, а в том, чо бы создать  вещь, которая найдет эмоциональный отклик в сердцах людей и ей будут любоваться и восхищаться не потому, что она из золота и бриллиантов, а потому что мастер смог вложить в нее душу и вдохнуть в нее  жизнь.  

Cannot find 'interesting_articles' template with page ''